Один из древних греческих историков Клеанф утверждал, «будто Мнесарх, отец Пифагора, был сириец из сирийского Тира. Будто он однажды в неурожайный год приплыл на Самос по торговым делам, устроил раздачу хлеба и за это был удостоен самосского гражданства». Так или иначе, но первый философ греков, маг, пророк и основатель тайного братства Мудрых - Пифагор родился в самом начале VI века до н.э. на острове Самосе, расположенном у берегов Малой Азии в Эгейском море. Его отец, Мнесарх, славился своим искусством вырезать геммы.
В юности Пифагор брал уроки у местного мудреца Ферекида, который в свою очередь «учился по каким-то финикийским книгам и путешествовал по Элладе и Египту». Ферекиду было известно учение о 4-х элементах - твердом, жидком, воздушном, огненном -и древнее восточное учение о метампсихозе (переселении душ). Последнее пришло в Грецию с культом бога Диониса, в честь которого служили мистерии, державшиеся в строжайшей тайне. Посвященные в мистерии и в жизни стремились развивать в себе начала добра, бороться с «озверением». Этому служили ограничения в пище и аскетичный образ жизни.
Восточные культы, их таинственные обряды и мистерии, не могли не привлечь внимания Пифагора. Мнесарх отвез сына в Тир и привел к халдеям, где тот овладел всеми их знаниями. Затем, по собственному желанию, Пифагор отправился дальше в Египет учиться у жрецов. От них он узнал о невероятном могуществе священнодействий, замечательных чередованиях чисел, хитроумнейших правилах геометрии. Некоторые полагают, что Пифагор посетил даже индийских брахманов. Находясь среди них, он беседовал с гимнософистами -«нагими мудрецами».
«Халдеи, - по словам Лукиана, -открыли ему науку о звездах, пути неизменные божественных планет и многообразные воздействия тех и других на человека в момент его рождения, а также целебные снадобья, которые, тратя огромные деньги, добывают смертные из земли, воздуха и моря. А брахманы передали ему то, что стало основой его философии».
Можно не сомневаться в том, что первый философ греков посетил многие страны Азии. Не случайно его нередко изображали в восточном тюрбане и восточной одежде. Ямвлих, неопифагореец и неоплатоник III в., уверял, что Пифагор целых семь лет изучал у магов теорию чисел, музыку и другие науки. У вавилонян он научился выведению «золотой пропорции».
Диоген Лаэртский считает, что в Египте Пифагор выучил египетский язык и научился толкованию снов, а также гаданию по ладану, но, кроме того, он овладел и научными знаниями. Вслед за жрецами он первым из греков назвал небо мирозданием, а землю - шаром.
Впрочем, почти все древнейшие поэты и законодатели - Орфей, Му-сей, Гомер, Ликург, Солон, а также ученые - Платон, Пифагор, Эвдокс, Демокрит и другие, неизменно бывали в Египте и беседовали со жрецами. Именно от египтян эти люди заимствовали учения, государственные установления и искусства, которые были перенесены ими в Грецию; в частности, это относится к геометрии, пифагорейскому учению о числах, доктрине о переселении душ, астрономическим познаниям Демокрита и законодательным проектам Платона... Перебравшись в южноиталийский полис Кротон, Пифагор основал первую в истории философскую школу. Это была замкнутая корпорация ученых, в которую принимали лишь после длительных испытаний, например, пятилетнего молчания. Науку учителя следовало хранить в тайне. Имущество каждого вступившего становилось общим. У членов союза был общий стол, общий распорядок дня, включавший занятия гимнастикой, музыкой и науками. Тем не менее, никому не возбранялось обзаводиться семьями; сам Пифагор был женат и имел сына Аримнеста, наставника Демокрита.
Пифагорейский союз участвовал в политической деятельности и обрел у современников большой авторитет. Ему даже удалось захватить власть в Кротоне и ряде других городов, влиять на политику и общественные отношения с остальной Греции. У Пифагора появились враги и завистники. На его школу много раз совершались нападения. Во время одного из них Пифагор погиб.
Греки считали за честь учиться у него математике. Впрочем, люди учатся у него математике до сих пор. С его именем знаком каждый. Школа в Кротоне просуществовала с последней трети VI в. до второй половины IV в. до н.э. Помимо основателя, наиболее выдающимися ее представителями были философы Гиппас и Филолай, врачи Алкмеон и Демокед, драматург Эпихарм, скульптор Поликлет, ботаник Менестор, механик Архит. Некоторые античные авторы считали, что великий Платон был членом братства пифагорейцев, но был изгнан за то, что выдал полученные знания за собственные. Необходимость хранить учение в тайне привело к тому, что до нас не дошло ни одного оригинального труда Пифагора. Толкования его учения изложены в поздних источниках, например, в пересказах Аристотеля и Платона. Наиболее раннее изложение пифагорейской доктрины дал Филолай, живший в V в. до н.э.
Пифагорейцы, не располагая никакими надежными опытными данными, пытались лишь силой интуиции построить математическую модель Вселенной. «Они признали математические начала за начала всего существующего», - пояснял Аристотель.
Пифагор обожествлял числа, ибо они управляют миром, и все в мире подчиняется числовым отношениям. Он и его ученики искали в этих отношениях и закономерности реального мира, и пути к мистическим тайнам и откровениям. Числам свойственно все - совершенство и несовершенство, конечность и бесконечность.
Верховным Божеством философ почитал некое огненное Единство, пребывающее в самом средоточии космоса; это плазменное Целое образует множественность миров, состояний и качеств.
Центральное понятие его учения - гармония, вероятно, навеянное культом Аполлона, бога искусств, света и соразмерности. Гармония - основной принцип космоса. Словом «космос» впервые назвал Вселенную именно Пифагор.
Бог - это высшая музыка, природа которой - гармония, облаченная в свет и выраженная числом. Музыка способна открыть человеку высший порядок вещей. Философ учил своих последователей слушать «гармонию сфер», вселенское звучание космического строя. К вселенской гармонии приобщает человека «божественное знание», но оно может быть выражено только абстрактным языком математики.
Пифагор первым ставил физические опыты, стремясь обнару жить законы гармонии в природе. Он установил, что тон звука, издаваемого струной, зависит от ее длины. Наиболее благозвучные соотношения тонов - октава, квинта и кварта соответствуют отношениям длин струн 1/2, 2/3 и 3/4. Так гармонические интервалы были сведены к отношениям чисел.
Открыв несоразмерность диагонали квадрата с его стороной, Пифагор счел это началом хаоса и приказал ученикам хранить тайну. На Пифагора смотрели как на чудотворца. Одетый в белые одежды, он поражал всех «важностью вида». О нем рассказывали, что он проникал в загробный мир и там беседовал с духами. Философ учил, что бессмертная душа человека - арена противоборства враждующих сил. Их нужно привести в равновесие. Того, кто не смог перестроить свою душу по принципам гармоничности, не минует возмездие. Лишь совершенная жизнь может принести блаженство в этой жизни и в будущих воплощениях. Чтобы достичь блаженства, следует вести особый образ жизни, добиваясь гармоничности и меры в поступках, чувствах и мыслях. Пифагореец должен был воспитывать в себе целомудрие, сдержанность, миролюбие, уважение к древним учениям, строго следить за собой, заглядывая в свою душу, проверяя совесть.
Пифагор верил в бессмертие души и в бесконечность жизни: душа бессмертна, она переселяется в животных. Все рожденное рождается вновь через промежуток времени. Сам же он утверждал, что вышел к людям, пробыв 207 лет в Аиде.
Древнее и самое раннее философское учение Пифагора на протяжении последующих веков сохранило многочисленных сторонников. Пифагореизм привлекал многих людей присущим ему мистицизмом, обещанием бессмертия, строгой моралью и ортодоксальностью. В мире, раздираемом ненавистью и гражданскими войнами, пифагорейские братства являли собой пример дружбы и согласия.
Все материалы сайта предназначены только для ознакомления!
Помните, что электронная версия не может конкурировать с печатным изданием!
Настоятельно рекомендуется удалить файлы после ознакомления!
Категория: ВЕЛИКИЕ ИМЕНА |
Просмотров: 4690
| Рейтинг: 1.0/1 |