Бонсай - небольшое дерево, выращенное в комнатных условиях, которому
для придания нужной формы особым образом подрезали корни и ветви.
Буквальное значение слова "бонсай" означает "растущий на подносе", но в
общем смысле этим словом называют искусство выращивать "кусочки" рощ и
создавать мини-ландшафты с применением карликовых деревьев.
Это искусство имеет более чем двадцативековую историю.
В пригороде Токио Омия находится удивительный сад, который поражает посетителя не только своим разнообразием, сколько размерами растущих в нём деревьев. Там нет ни одного высотой более метра. Эта частная коллекция известного японского садовода Киюдза Мурата - яркое проявление любви японцев к своему древнему искусству - выращивания бонсай.
Некоторые исследователи считают, что крошечные деревья "родились" в Китае ещё во времена правления династии Хань (220 год). Причём самые первые китайские бонсай были искусственными. Ствол их делали из кораллов, а ветви - из яшмы и агата. Они имели религиозное значение, так как изготавливались из материалов, символизировавших бессмертие. На протяжении веков культ бонсай занимал особое место в Японии, где первое упоминание о деревьях, "растущих на подносе" встречается в письменных памятниках Xll века. Широкую популярность бонсай завоевало в XlV веке. Сохранились письменные документы того времени, посвящённые искусству бонсай. Самый важный из них - "Бонсан Дзиттоку" ("Десять достоинств бонсай").
Это сочинение передавалось из поколения в поколение. Уважение к нему было настолько велико, что некоторые люди поклонялись ему как священному буддистскому писанию. Полагают, что "Бонсан Дзиттоку" был написан китайским поэтом Пай Лотеном, который был хорошо известен среди буддистов и слыл большим знатоком камней и растений. "Бонсан Дзиттоку" дает краткие, но удивительно емкие ответы, с которыми полностью согласны современные почитатели бонсай. Оказывается, бонсай делает человека мудрее и красивее, восстанавливает силы и полезен для глаз, возвещает о приходе весны или осени, спасает от летнего зноя, позволяет любоваться красотой пейзажа, будь то горное ущелье или морской берег, и даже будто бы очищает душу и охраняет хозяина от скверны.
Подлинное широкое распространение карликовые деревья получили в XVII веке, когда японское искусство бонсай со своими собственными правилами и эстетическими требованиями сформировалось полностью. Сначала оно было достоянием исключительно знати, а к XIX веку охватило практически все общественные слои. Сегодня самая большая коллекция бонсай в мире находится в саду японской императорской семьи. Одному из деревьев, по преданию, минула уже тысяча лет. Достоверно известно о 400-летних бонсай, на всем протяжении существования которых велся список садовников, ухаживавших за ними. Однако ценность бонсай заключается не только в возрасте дерева, ибо хороший бонсай может быть и десятилетним и 200-летним. Основные эстетические критерии - гармония и пропорционально достоверное изображение какого-либо уголка природы, сочетание размеров и форм. В искусстве бонсай необходимо создавать человеческими руками то, что природа делает своими средствами: ветром, солнцем, водой, молниями и прочим. Бонсай может выразить красоту природы с помощью одного крошечного деревца, мха. двух камешков и подноса соответствующей формы и размера. Веками японские коллекционеры охотились за деревьями, растущими на скалах или в суровой тундре, где природные условия превратили нормальные деревья в карликовые. Пытаясь продлить жизнь этим дикорастущим деревьям столь необычной формы, японские садовники постепенно постигали тайны искусственного уменьшения роста деревьев и в конце концов сами научились выращивать деревья-карлики. Однако мало владеть разнообразными способами подрезания корней и ветвей дерева, надо знать сложную методику прививок, уметь пользоваться целой системой проволочных подвязок.
Только совокупностью всех этих приемов достигается удивительное разнообразие композиций. В бонсай используются и традиционный прямой клен, и живописно изогнутый можжевельник, причудливые переплетения сосновых стволов и почти все виды фруктовых деревьев. Существует множество видов бонсай с прямыми стволами, наклонными, двойными или тройными. Поражают необычностью композиции, состоящие из горного можжевельника, растущего горизонтально или даже стволом вниз. Одно из самых современных направлений бонсай - воссоздание на подносе целого участка леса. Примечательно, что можно влиять на развитие ствола, ветвей, но не плодов и цветов. Поэтому у миниатюрной тридцатисантиметровой яблони и ее обычной ровесницы плоды будут одного размера.
Как все-таки замедляют рост дерева? Во-первых, физическим путем - при помощи различных тисков и проволоки, что тормозит развитие камбия, обеспечивающего увеличение диаметра ствола. Во-вторых, физиологическим путем, то есть воздействием на корни. Для этого ограничивается количество земли, сокращается содержание в ней питательных веществ, и в частности углеводов. Самое сложное - достичь желаемого равновесия. Выращивают бонсай из саженца обыкновенного деревца, помещенного в землю или в цветочный горшок. Через год-два оно достигает обычного для бонсай размера в полметра. Вот тогда начинается творчество: надо подрезать корни и ветви так, чтобы остановить рост саженца и придать ему желаемую форму, а затем пересадить на соответствующий декоративный поднос. С начала XX столетия увлечение выращиванием карликовых деревьев переживает настоящий бум. В мире существуют свыше 100 организаций в 30 странах, и все они связаны с японской ассоциацией бонсай.
Ирина СТРЕКАЛОВА
Все материалы сайта предназначены только для ознакомления!
Помните, что электронная версия не может конкурировать с печатным изданием!
Настоятельно рекомендуется удалить файлы после ознакомления!
Категория: ОБ ИЗВЕСТНОМ |
Просмотров: 754
| Рейтинг: 0.0/0 |