Всем известно слово «сатрап»: Так называют самовластного и жестокого правителя. А ведь первоначально оно имело совсем другой смысл...
Поныне известен персидский царь Дарий I (522-486 гг. до н.э.). Он наследовал державу, процветавшую еще со времен завоевавшего Вавилон царя Кира. Именно Дарий I ввел деление страны на провинции, названные сатрапиями. Его наместники и назывались сатрапами, а применявшиеся ими методы управления были столь запоминающимися, что слово «сатрап» стало нарицательным.
Дарий также впервые ввел единую для империи валюту, названную в его честь дариком. Монета была золотой. В то же время для пущей самостоятельности и сатрапы могли чеканить монету, но только попроше - из серебра и меди. Интересным нововведением, удержавшимся в веках, было введение военных округов, границы которых не совпадали с границами сатрапий, и при этом командующие округами подчинялись непосредственно царю. В дальнейшем такой прием пользовался большой популярностью, поскольку это весьма удобно для эффективного управления в централизованном государстве. Господствующей религией стал зороастризм, религия персов, ведущего народа империи. Стремление к новым завоеваниям привело Дария I к походу за Дунай. Сам поход продолжался несколько месяцев, но до сих пор историки спорят о конкретной дате, которая находится где-то в периоде между 519 и 512 годами до н.э. Огромная армия переправилась через Босфор по специально построенному мосту. В нижнем течении Дуная также построили мост, который поручили охранять отрядам вассальных греков-ионийцев. Им приказали ждать царское войско ровно шестьдесят дней.
Для надежности правителям греческих городов Малой Азии и Фракии, вассалам Дария I, был дан ремень с шестьюдесятью узлами. Каждый день они должны были развязывать по одному узлу, а затем, если войско не появится, могли уйти со своими отрядами. Однако верные Дарию правители ионийцев не ушли и после этого срока, несмотря на уговоры скифов и предков славян, раньше персов вышедших к Дунаю после неудачных для Дария стычек в причерноморских степях. Из правителей ионийцев лишь один - Мильтиад, родом из Афин, повелитель Херсонеса Фракийского, не хотел охранять мост для Дария, а спустя годы был среди греков, сражавшихся с персидской армией.
Несмотря на столь тщательно прикры ые тылы, поход оказался неудачным. Умелые действия скифов и их союзников привели к тому, что в армии Дария I не тало воды и фуража. Это измотало войско, где к тому же вспыхнули болезни. И все же благодаря тиранам - так называли правителей малоазиатских и фракийских городов - Дарий I сумел переправить через Дунай остатки своего войска и отступить.
Именно ко временам этого похода относится легенда о подарке-ребусе, когда скифы прислали персам птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Загадка сначала осталась неразгаданной. А это было предупреждение, что от стрел захватчикам не уйти, даже если они улетят, подобно птицам, зароются в земляные норы, подобно мышам, или спрячутся в воду, подобно лягушкам.
Известно, что из личной гвардии царя осталась лишь половина воинов, среди прочих потери были еще большими. Такая крупная неудача несколько отрезвила персидского царя, типичного «завоевателя мира», жестокого и вероломного. Вскоре в империи возникли новые проблемы. В 500 году восстал греческий город Милет на побережье Малой Азии. Тут же Афины и греки с острова Эвбея оказали Милету помощь, послав корабли. Через восемь лет, в 492 году до н.э., под предлогом наказания за эту поддержку мятежников Дарий I начал войну с Грецией. Но был разбит в битве при Марафоне.
После смерти Дария I война с греками продолжалась. Ее ход до сих пор изучают в школах. И не зря -вспомним хотя бы историю трехсот спартанцев. Вообще жизнь древнеперсидской державы неплохо изучена во многом благодаря тому, что еще в XIX веке была расшифрована персидская клинопись. А ведь в эпосе персов изобретение письма приписано... дьяволу. Видимо, войны с индоарийцами отвратили древних персов и от санс-критической письменности, и от более древних пиктограмм. Но, создав империю, древнеперсидские цари все же решили ввести свою письменность на базе клинописи.
В современной культуре также известен авестийский календарь, основанный на 32-летнем цикле. Так, согласно этому циклу, 2006 год - это год Аиста, символизирующего предвидение. Любой год вступает в свои права с весеннего равноденствия. В окончательном виде такой календарь сложился, насколько известно, в начале нашей эры. Во всяком случае, до 643 года, когда Иран был завоеван арабами. Ныне в Иране господствует ислам. А вот весеннее равноденствие, Навруз, и по сей день - важнейший праздник у персов.
Внешне зороастрийцы сличались от поклонников других религий прежде всего особым шнуром под названием кусти. Этот плетеный шнур следовало обернуть вокруг поясницы и завязать узлом как спереди, так и сзади. Считают, что три витка кусти означают благую мысль, благое слово, благое дело. Кусти надевали на нижнюю белую рубашку-судру, в воротник судры зашивали маленький кошелек - для наполнения его в течение жизни благими мыслями, словами и делами.
Молиться полагалось на рассвете, в полдень и на закате. Всего же требовалось пять ежедневных молитв, перед каждой следовало омыть лицо, руки и ноги, развязать пояс-кусти. Смотреть при этом следовало на огонь. Со стороны молитва выглядела как поклонение огню, поэтому зороастрийцев и считают огнепоклонниками. Но на самом деле, когда молящийся машет концами своего шнура-кусти, он не призывает духа огня, а, напротив, выражает свое презрение демону Ахриману.
От язычества в зороастризме осталась сложная иерархия огней. Есть священный огонь высшего ранга - победный огонь тотемного сокола. Он назывался Атахиш-Варахрам, то есть Соколиный огонь, Соколиный дух. Священный огонь второго ранга, буквально Огонь огней, назывался Атахиш-Адуран. Священный огонь третьего ранга назывался Дадгах. Важную роль в зороастризме с самого начала играло понятие «хварэна», иначе - «харизма». Сначала как божественная благодать, затем и как ореол власти правителя.
Священнослужитель назывался магу, отсюда наше слово «маг». Так называлось племя, поставлявшее жрецов - сначала языческих, затем зороастрийских - многим ираноязычным народам. Жили маги поблизости от персов, на северо-западе Иранского нагорья, вдоль восточных склонов горного хребта Загрос. От их язычества сохранились жертвоприношения. Так, у гробницы Кира около 200 лет, до завоеваний Александра Македонского, совершали обряд принесения в жертву животных: ежедневно - по овце, ежемесячно - по коню. По словам Геродота, маги учили мальчиков лишь трем вещам - скакать на коне, стрелять из лука и говорить правду.
После походов Александра Македонского на обломках персидского царства возникла Парфия, названная так по племени парфян, жителей одной из бывших сатрапий на северо-востоке Ирана. В Парфии также доминировал зороастризм. Да и следующая династия, Сасанидов, происходила от жрецов храма богини Венеры, взявших власть в империи. Теперь священный огонь мог иметь только царь, он же - ираншахр.
А вот в наше время больше всего зороастрийцев вовсе не в Иране, а в Индии, в районе города Мумбаи (бывший Бомбей). Там их ныне зовут парсами. Действуют и храмы огня. В Иране же зороастрийцы больше не носят шнур-кусти, чтобы не выделяться. Есть община зороастрийцев-йезидов, ранее близ города Йезд была резиденция их верховного жреца.
Сергей КРИВЕНКОВ
Все материалы сайта предназначены только для ознакомления!
Помните, что электронная версия не может конкурировать с печатным изданием!
Настоятельно рекомендуется удалить файлы после ознакомления!
Категория: ГОЛОСА ПРОШЛОГО |
Просмотров: 1630
| Рейтинг: 0.0/0 |